Анализ социального проекта «Корова-кормилица» за 2016 -2020 годы
Службой по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва (далее – Служба) в агусте-сентябре 2020 года проведен анализ за ходом реализации социального проекта «Корова-кормилица» за 2016 – 2020 годы, по результатам которого установлено, что социальный проект «Корова-кормилица», инициированный Главой Республики Тыва Ш.В. Кара-оолом, стал большой поддержкой для малоимущих и многодетных семей республики. С момента реализации социального проекта «Корова кормилица» прошло 4 года.
В период с 2016 по 2019 год на реализацию социального проекта «Корова-кормилица» из республиканского бюджета Республики Тыва всего выделено 41 439 тыс. рублей, в том числе за 2016 год – 13 689 тыс. рублей, за 2017 год – 9 250 тыс. рублей, за 2018 год – 9 250 тыс.рублей, за 2019 год – 9 250 тыс. рублей.
По данным социально-демографических паспортов муниципальных образований Республики Тыва общее количество многодетных и малоимущих семей Республики Тыва за 2016 – 2019 годы составляло 118 967, том числе в 2016 году – 35 382 семьи, в 2017 году – 29 905 семей, в 2018 году – 27 838 семей, в 2019 году – 25 842 семьи.
За 4 года реализации проекта социальную помощь в натуральном виде – корову с теленком получили всего 1 368 малоимущие, многодетные семьи, фактически проживающие в соответствующем населенном пункте республики с общим количеством детей 5 047.
№ п/п |
Год реализации |
Общая сумма финансирования |
Общее количество малоимущ. и многодет. семей |
Количество коров с теленком |
Количество семей, получивших поддержку |
Количество детей |
1 |
2016 год |
13 689,0 |
35 382 |
369 |
369 |
1 508 |
2 |
2017 год |
9 250,0 |
29 905 |
250 |
250 |
928 |
3 |
2018 год |
9 250,0 |
27 838 |
250 |
250 |
889 |
4 |
2019 год |
9 250,0 |
25 842 |
499 |
499 |
1 722 |
|
ИТОГО |
41 439,0 |
118 967 |
1 368 |
1 368 |
5 047 |
Доля малоимущих и многодетных граждан, получивших государственную социальную помощь в виде коровы с теленком, от общей численности многодетных и малоимущих семей составила 1,2 процент (1 368/118 967).
Помимо получения 1 368 малоимущими и многодетными семьями – участниками проекта «Корова-кормилица» коровы с теленком появилась возможность получения натуральной продукции из личного подсобного хозяйства.
Социальный проект «Корова-кормилица» направлен не столько на самообеспечение семьи продуктами питания собственного производства и улучшение качества питания семьи за счет увеличения поступления натуральной продукции из личного подсобного хозяйства, сколько на повышение совокупного дохода участников проекта.
По результатам мониторинга и контроля над ходом реализации проекта выяснилось, что в настоящее время семьи-участники проекта в основном направляют полученный объем молока только на личное потребление.
За время реализации проекта произошло увеличение крупного рогатого скота в Республике Тыва в среднем на 1 368 голов, в том числе за 2016 год – 369 голов, за 2017 год – 250 голов, за 2018 год – 250 голов и за 2019 год 499 голов, от которого получен приплод в количестве 5 656 голов (по состоянию на август 2020 года, данные обновляются ежемесячно):
- из 369 коров 2016 года приплод составил 1 711 голов;
- из 250 коров 2017 года приплод составил 817 голов;
- из 250 коров 2018 года приплод составил 1192 головы;
- в 2019 году из 249 коров, переданных в 2017 году, приплод составил 1 054 головы;
- в 2020 году из 250 коров, переданных 2019 году, приплод составил 882 головы.
Помимо экономического эффекта социальный проект «Корова кормилица» дает неизмеримо положительные следующие результаты:
- реализуется трудовой потенциал семей и в период сенокошения;
- развиваются определенные трудовые навыки у детей, повышается уровень социальной ответственности граждан, ослабевает иждивенческий мотив в их поведении, улучшается качество питания многодетных семей.
Таким образом, социальный проект «Корова – кормилица» позволяет малоимущим и многодетным семьям в результате передачи скота через 2 года самообеспечиваться сельскохозяйственной продукцией, что выражается в экономии и повышении семейного бюджета.
Также проект дает возможность сократить численность населения, доходы которых ниже величины прожиточного минимума в Республике Тыва.
Особенность данного механизма социальной поддержки заключается в адресности, а также предоставлении возможности семьям дальнейшего развития личного подсобного хозяйства и, как следствие, улучшение материального положения семей.
Таким образом, дальнейшая реализация социального проекта «Корова-кормилица» актуальна, учитывая количество многодетных и малоимущих семей на территории Республики Тыва.
В соответствии с Постановлением от 18.03.2016 № 88 проект «Корова-кормилица» реализуется в 2 этапа, за исключением 2016 года (участникам 2016 года корова с теленком переданы безвозмездно, передача не предусмотрена):
- 1 этап: приобретение и передача коровы и теленка участнику проекта с обязательством передачи последующему участнику по достижении теленком 2-х летнего возраста, а в случае стельности возраста 1,5 лет;
- 2 этап: передача участником, получившим корову с теленком, теленка 2-х летнего возраста следующему участнику проекта. При этом у следующего участника обязательство по дальнейшей передаче отсутствует, реализация проекта на этом этапе заканчивается.
Год получения |
Получено |
|||
1 год |
2 год |
3 год |
4 год |
|
2016 |
корова с теленком |
дальнейшая передача не предусмотрена |
||
2017-2020 |
корова с теленком |
передача не предусмотрена |
передача телки вместе с теленком (при наличии) |
дальнейшая передача не предусмотрена, в том числе получателем телки |
Реализация 3-го и последующих этапов проекта не предусмотрена положением.
В этой связи Службой внесено в Правительство Республики Тыва предложение: в случае дальнейшей реализации проекта необходимо учесть, что телка может не отелиться или отелится бычком, следовательно, у участника будет отсутствовать возможность передачи телки следующему участнику, либо предусмотреть вопрос включения в нормативно-правовой акт возможность передачи только в случае рождения телки, поскольку при дальнейшей реализации телка будет передаваться от одного участника к другому. В этой связи необходимость в выделении дополнительных средств из республиканского бюджета постепенно отпадает либо реализация проекта в дальнейшем будет осуществляться с наименьшим объемом финансирования.