Какие правила действуют для малых закупок
Малая закупка напрасно кажется самой простой, на самом деле поводов для ошибок в ней ничуть не меньше, чем в сложной конкурентной процедуре.
Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) есть два правила для малых закупок. Они ограничивают заказчиков в цене договора и годовом объеме таких закупок. Стоимость договора по пункту 4 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ не может превышать 100 тыс. руб. Объем таких закупок за год не должен быть больше, чем 2 млн. руб. или рассчитывать лимит от совокупного годового объема закупок: не больше 5 процентов и одновременно не выше 50 млн. рублей.
Для заказчиков, которым разрешили использовать пункт 5 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ, свои ограничения. Стоимость договора по этому основанию не должна превышать 400 тыс. руб. Лимит закупок за год — не выше 50 процентов от совокупного годового объема закупок и одновременно не больше, чем на 20 млн. рублей.
По вопросу использования закупки по пунктам 4 и 5 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ вместо специальных норм Минфином России письмом от 21.06.2017 № 24-05-07/38889 разъяснено, что нормы для малых закупок не ограничивают заказчика в их использовании вместо специально предназначенных пунктов 1, 8 и 29 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ.
Допустим, необходимо заключить контракт с единственным поставщиком на услуги теплоснабжения. Если его цена меньше 100 тыс. руб., заказчик может использовать как пункт 4 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ, так и пункт 8 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ.
Правила контрактной системы позволяют заключать контракты по пунктам 4 и 5 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ в любой форме, которую Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусматривает для совершения сделок. Согласно статье 158 ГК РФ сделки совершают в устной или письменной форме. Однако получатели бюджетных средств могут проводить закупки только заключая контракты и договоры. Такой вывод следует из пункта 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пункта 8 статьи 3 Федерального закона № 44-ФЗ. Часть 15 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ дала заказчикам право обходиться без определенных условий в контрактах на малые закупки. Упрощенные правила разрешают:
- не использовать условие об ответственности сторон и не начислять неустойку за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств;
- не применять типовые контракты и типовые условия контрактов;
- не включать в контракт условие о порядке и сроках оплаты и приемки.
Однако часть 13.1 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ обязательна для всех заказчиков и во всех закупках кроме ограниченных для СМП и СОНО (письмо Минфина от 16.11.2017 № 24-03-07/77518).
В соответствии со статьей 73 БК РФ получатели бюджетных средств обязаны вести реестры закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов.
Сведения, которые должны содержаться в реестре закупок перечислены в ч. 2 ст. 73 БК РФ.
Среди них должны быть закупки по пунктам 4 и 5 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ. Вести его можно в произвольной форме, но реестр должен содержать обязательные сведения:
- краткое наименование закупки;
- наименование и местонахождение поставщиков, подрядчиков и исполнителей;
- цена и дата закупки.