Итоги проверок правильности, правомерности начисления и выплаты заработной платы и премий в 3-х муниципальных образованиях Республики Тыва
Службой по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва (далее – Служба) во исполнение поручения Главы Республики Тыва и Плана контрольных мероприятий Службы на 2020 год проведены проверки правильности, правомерности начисления и выплаты заработной платы и премий в муниципальных учреждениях 3 муниципальных образований Республики Тыва (Пий-Хемский, Тандинский, Бай-Тайгинский кожууны) за 2019 год.
Общий объем проверенных средств муниципального бюджета составил 164 701,3 тыс. рублей.
По результатам проведенных контрольных мероприятий установлено нарушений в финансово-бюджетной сфере на общую сумму 15 669,3 тыс. рублей (9,5 % от объема проверенных средств).
Структура выявленных нарушений в финансово-бюджетной сфере состоит из следующих видов нарушений:
- Неправомерного расходования средств муниципального бюджета - 20,5 % от объема выявленных нарушений;
- Неэффективного использования средств муниципального бюджета - 13,3 % от объема выявленных нарушений;
- Нарушения порядка составления, утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности - 35 % от объема выявленных нарушений;
- Нарушения порядка исчисления и уплаты страховых взносов - 30,5 % от объема выявленных нарушений;
- Недоплаты заработной платы - 0,7 % от объема выявленных нарушений.
Также по результатам проверок установлено, что в учреждениях имеются вакантные должности, которые совмещаются работниками учреждений по 0,75, 0,5, 0,25 ставкам.
Учреждениями (работодателями) в органы службы занятости населения сведения о вакантных должностях не направляются или направляются об отсутствии вакантных должностей, тогда как фактически вакантные должности имелись и совмещались работниками, занятыми по основной должности (профессии).
Также необходимо отметить, что во всех проверенных учреждениях 3-х муниципальных образований отсутствуют программные продукты по начислению заработной платы (1С «Зарплата»), т.е. заработная плата начисляется вручную в программе «Excel», что приводит к нарушениям в результате арифметических ошибок или неправильного применения формулы, отсутствуют правовые информационные ресурсы (Консультант плюс, Гарант), что приводит также к нарушениям в результате неосведомленности актуальных изменений в законодательстве.
По итогам проверок Службой внесены следующие предложения:
1. Органам местного самоуправления и государственным (муниципальным) образовательным организациям:
- привести в соответствие муниципальные (ведомственные) нормативные правовые акты в соответствие с требованиями нормативно-правовых актов, утвержденных Правительством Республики Тыва, а именно по установлению должностных окладов, надбавок и иных выплат;
- не допускать выплаты премий при отсутствии экономии фонда оплаты труда и имеющейся кредиторской задолженности перед работниками по заработной плате и страховым взносам во внебюджетные фонды, чтобы уменьшить нагрузку на бюджет следующего года;
- в соответствии со статьей 145 Трудового кодекса Российской Федерации утвердить нормативно-правовыми актами органа местного самоуправления предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров муниципальных учреждений;
- ежеквартально проводить мониторинг предельного уровня соотношения зарплат руководящих и остальных работников учреждений в соответствии с принятым нормативно-правовым актом органа местного самоуправления;
- ежемесячно направлять в органы службы занятости населения достоверную информацию о наличии либо об отсутствии вакантных рабочих мест (должностей);
- при наличии вакантных должностей принимать меры по проведению конкурсов для наполнения вакантных должностей;
- предусмотреть в бюджете муниципального образования средства на приобретение программных продуктов (1С «Зарплата», Консультант плюс (Гарант)) для муниципальных казенных (бюджетных) учреждений в целях исключения нарушений при начислении и выплаты заработной платы, а также отслеживания нововведений и изменений в законодательствах Российской Федерации, Республики Тыва и т.д;
- при формировании штатной численности учреждения руководствоваться федеральными и республиканскими нормативно-правовыми актами по установлению предельного количества штатных единиц.
2. Министерству образования и науки Республики Тыва:
- разработать совместно с Министерством финансов Республики Тыва на республиканском уровне единый нормативно-правовой акт, устанавливающий типовые штатные нормативы для государственных (муниципальных) образовательных организаций в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников образовательных организаций, предотвращения переплаты заработной платы в результате завышения фонда оплаты труда;
- принять меры в отношении курируемых учреждений (Управлений образований муниципальных районов республики, государственных (муниципальных) образовательных организаций) по совмещению работниками, занятыми по основной должности (профессии), вакантных должностей.