Последние изменения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях по главе 15 «Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг»
Вступил в силу Федеральный закон от 29.05.2019 № 113-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", которым, по сути, переписаны статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ об административной ответственности за правонарушения в области бюджетного и бухгалтерского учета и отчетности для организаций бюджетной сферы.
Закон разграничивает составы правонарушений в области бухучета и отчетности по субъектам.
Отдельные статьи применяются в отношении должностных лиц следующих организаций (далее - организации бюджетной сферы):
- государственных и муниципальных учреждений;
- государственных органов;
- органов местного самоуправления;
- органов управления внебюджетными фондами (в том числе территориальными);
- иных организаций, которые осуществляют бюджетные полномочия по ведению бюджетного учета или составлению бюджетной отчетности.
Как меняются составы?
За грубое нарушение требований к бухучету и отчетности по ст. 15.11 КоАП РФ теперь наказывают должностных лиц всех компаний, кроме организаций бюджетной сферы. Размер штрафа остался прежним: от 5 тыс. до 10 тыс. руб.
За ошибки в бухучете и бухотчетности организаций бюджетной сферы применяются специальные "бюджетные" составы. Ранее в специальной норме упоминалась бюджетная отчетность. Норм об ответственности учреждений за ошибки в бухучете и бухотчетности не было, поэтому применяли общий порядок.
Сравнение редакций
Прежняя редакция КоАП РФ |
Новая редакция КоАП РФ |
||
Состав |
Наказание |
Состав |
Наказание |
Грубое нарушение требований к бухучету и отчетности |
Штраф для должностных лиц в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб. |
Грубое нарушение требований к бухучету и отчетности организаций, кроме организаций бюджетной сферы |
Штраф для должностных лиц в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб. |
По специальной норме штрафуют должностных лиц за непредставление или нарушение срока подачи не только бюджетной, но и бухгалтерской отчетности. Штраф прежний: от 10 тыс. до 30 тыс. руб.
Статью 15.15.6 КоАП РФ разделили на части.
Первая часть касается только правонарушений, связанных с самим фактом представления отчетности. Текст ранее действовавшей редакции дополнен нормами об ответственности за нарушение порядка представления не только бюджетной, но и бухгалтерской отчетности.
Сравнение редакций
Прежняя редакция КоАП РФ |
Новая редакция КоАП РФ |
||
Состав |
Наказание |
Состав |
Наказание |
Непредставление или представление с опозданием бюджетной отчетности |
Штраф для должностных лиц в размере от 10 тыс. до 30 тыс. руб. |
Непредставление или представление с опозданием бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности. При этом учитываются сроки не только в сфере бюджетных правоотношений, но и в области бухучета |
Штраф для должностных лиц в размере от 10 тыс. до 30 тыс. руб. |
Другие части статьи касаются представления недостоверной отчетности.
Искажение показателей отчетности теперь разделяют на незначительное, значительное и грубое. От степени искажения зависит мера ответственности, в том числе при повторном нарушении.
Ранее должностное лицо можно было привлечь к ответственности только за сдачу заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений для составления и рассмотрения проектов бюджетов и их исполнения. Штраф составлял от 10 тыс. до 30 тыс. руб.
Вместо этого состава введено несколько новых. Мера ответственности различается в зависимости от степени искажения денежных показателей, которое привело к отражению неправильной информации об активах, обязательствах или финрезультате. При незначительном искажении могут ограничиться предупреждением. А вот за грубое искажение грозит штраф на сумму до 30 тыс. руб. За повторное нарушение наказание жестче. Те же составы применяются и при недостоверности консолидированной отчетности.
Критерии определения степени искажения показателей перечислены в примечании к статье КоАП РФ. Для незначительного и значительного искажения учитываются только числовые значения, а для грубого нарушения требований к учету предусмотрены дополнительные критерии.
Для оценки степени искажения применяется любой из критериев, указанных в следующей таблице.
Нарушение |
Искажение денежного показателя бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности |
Занижение сумм налогов, взносов и сборов из-за искажения данных бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности |
Иные критерии |
Незначительное искажение |
- Не менее чем на 1%, но не более чем на 10%, а сумма искажения не превышает 100 тыс. руб.; - не более чем на 1%, а сумма искажения превышает 100 тыс. руб., но не превышает 1 млн руб. |
Не превышает 100 тыс. руб. |
Отсутствуют |
Значительное искажение |
- Не менее чем на 1%, но не более чем на 10%, а сумма искажения превышает 100 тыс. руб., но не превышает 1 млн руб.; - не более чем на 1%, а сумма превышает 1 млн руб. |
Более 100 тыс. руб., но не превышает 1 млн руб. |
Отсутствуют |
Грубое нарушение требований к учету |
- Более чем на 10%; - не менее чем на 1%, но не более чем на 10%, а сумма искажения превышает 1 млн руб. |
Более 1 млн руб. |
- Искажение денежного показателя бюджетной отчетности, которое привело к искажению показателя результата исполнения бюджета; - включение в отчетность показателей, которые не подтверждены регистрами бухучета и первичными документами; - регистрация в регистрах бухучета мнимого или притворного объекта; - ведение счетов вне применяемых регистров бухучета; - отсутствие первичных документов, регистров, отчетности или аудиторского заключения, если оно обязательно, в течение сроков хранения |
Обратите внимание: названные критерии отличаются от тех, которые уже были установлены или предлагались Минфином ранее. Степень значимости искажений показателей отчетности определяется, например:
- в методических рекомендациях по проведению внутреннего финаудита;
- проекте стандарта, по которому Федеральное казначейство будет проверять бюджетную (бухгалтерскую) отчетность организаций бюджетной сферы.
Сравнение редакций
Прежняя редакция КоАП РФ |
Новая редакция КоАП РФ |
||
Состав |
Наказание |
Состав |
Наказание |
Представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений для проектов бюджетов и их исполнения |
Штраф для должностных лиц в размере от 10 тыс. до 30 тыс. руб. |
Представление бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности с незначительным искажением денежных показателей, которое привело к искажению информации об активах, обязательствах или финансовом результате |
Предупреждение или штраф для должностных лиц в размере от 1 тыс. до 5 тыс. руб. (за повторное нарушение - от 5 тыс. до 15 тыс. руб.) |
Представление бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности со значительным искажением денежных показателей, которое привело к искажению информации об активах, обязательствах или финансовом результате |
Штраф для должностных лиц в размере от 5 тыс. до 15 тыс. руб. (за повторное нарушение - от 15 тыс. до 30 тыс. руб.) |
||
Представление бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности с грубым искажением денежных показателей, которое привело к искажению информации об активах, обязательствах или финансовом результате |
Штраф для должностных лиц в размере от 15 тыс. до 30 тыс. руб. (за повторное нарушение - от 30 до 50 тыс. руб.) |
Для нарушений в сфере бюджетного учета ассигнований, ЛБО и обязательств используются разные составы. Кроме того, добавлен новый состав для ГРБС. Размер штрафов оставлен прежним.
Ранее должностные лица отвечали по одной статье за нарушения, связанные с бюджетными сметами и учетом бюджетных ассигнований, ЛБО и принятых обязательств. Эти составы разделили по разным частям данной статьи.
Так, могут штрафовать должностных лиц:
- ГРБС - за нарушение порядка формирования или представления обоснований бюджетных ассигнований (новый состав);
- казенных учреждений - за нарушение порядка работы с бюджетными сметами (состав применялся и ранее);
- ПБС - за нарушение более чем на 10 рабочих дней срока постановки на учет обязательств или внесения в них изменений (новая формулировка состава).
За все указанные нарушения штраф остался прежним: от 10 тыс. до 30 тыс. рублей.
Сравнение редакций
Прежняя редакция КоАП РФ |
Новая редакция КоАП РФ |
||
Состав |
Наказание |
Состав |
Наказание |
Нарушение казенным учреждением: - порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет; - порядка бюджетного учета показателей бюджетных ассигнований, ЛБО, принятых бюджетных и денежных обязательств |
Штраф для должностных лиц в размере от 10 тыс. до 30 тыс. руб. |
Нарушение ГРБС порядка формирования или представления обоснований бюджетных ассигнований |
Штраф для должностных лиц в размере от 10 тыс. до 30 тыс. руб. |
Нарушение казенным учреждением порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет |
Штраф для должностных лиц в размере от 10 тыс. до 30 тыс. руб. |
||
Нарушение ПБС более чем на 10 рабочих дней установленных сроков постановки на учет бюджетных или денежных обязательств, а также сроков внесения изменений в обязательство, ранее поставленное на учет |
Штраф для должностных лиц в размере от 10 тыс. до 30 тыс. руб. |
Когда должностные лица могут избежать ответственности за нарушение порядка составления и представления отчетности?
Теперь штраф не грозит бухгалтерам, а также тем, с кем заключен договор на ведение учета, если искажения допущены по следующим причинам:
- первичные документы, составленные другими лицами, не соответствуют свершившимся фактам хозяйственной жизни;
- первичные документы для регистрации в регистрах не переданы или переданы с опозданием.
Кроме того, предусмотрены случаи, когда должностные лица освобождаются от ответственности за нарушение порядка составления и представления бюджетной отчетности и бухотчетности.
Во-первых, это возможно, если подана уточненная налоговая декларация или расчет и уплачены недоимка, которая возникла из-за искажения данных в учете, и пени. Обязательное требование: должны быть соблюдены условия НК РФ.
Во-вторых, ответственность не наступит, если представить уточненную отчетность:
1) до принятия отчетности финорганом, ГРБС, органом с функциями и полномочиями учредителя или иным лицом, которое ответственно за формирование консолидированной отчетности;
2) после принятия отчетности, но до момента, когда орган, уполномоченный составлять протоколы об административных правонарушениях, обнаружил ошибки;
3) после проведения уполномоченным органом проверки отчетности, которая не выявила исправляемые ошибки.
Изменения действуют с 9 июня 2019 года.